Шлифование как способ обновления рельсов

В профессиональном языке железнодорожников и специалистов, занимающихся выпуском рельс, существует такой термин, как «усталостный дефект». Под ним понимается повреждение, полученное рельсом в ходе активной эксплуатации. Обычно причиной таких дефектов становятся слишком высокие весовые нагрузки. Но и современные высокоскоростные поезда, способные разгоняться до двухсот километров в час, тоже вносят в преждевременную «усталость» путей свою неумолимую лепту.

шлифование рельсовОдин из самых эффективных способов бороться с усталостными дефектами рельсов – подвергать их своевременному шлифованию. Эта технология давно взята на вооружение в Европе: тамошние компании даже разрабатывают свод правил по качественному проведению работ. Под шлифованием понимается обработка головки рельса, – то есть собственно поверхности катания, – при помощи специального оборудования.

Увы, даже в «продвинутой» Европе по-прежнему остро стоит вопрос определения параметров шлифования. Покрытая трещинами поверхность катания не позволяет судить о том, насколько глубоки повреждения и насколько интенсивная шлифовка требуется. Все метрологические методы, используемые сегодня, остаются крайне поверхностными и неточными. Поэтому многие железнодорожные компании предпочитают проводить шлифовальные работы периодически, а не руководствуясь внешним осмотром рельсов. В то же время шлифование – не спонтанный, а нормированный процесс, имеющий свои ограничения. Специальная документация строго определяет, какой объем металла можно снять и какой поперечный профиль в результате должен получиться.

Все работы по шлифованию можно условно разделить на превентивные, корректирующие и циклические. Превентивные проводятся в тех опасных местах, где, по всем определениям, уже должны образоваться усталостные дефекты, но их почему-то нет. В этом случае специалисты предпочитают не дожидаться, когда трещинки все-таки появятся, а снимают небольшой слой металла – в пределах двух миллиметров – чтобы приостановить пока не заметный глазу, но уже начавшийся процесс разрушения. Необходимость корректирующих мероприятий возникает в том случае, когда появились первые небольшие трещины, но крупные дефекты еще не возникли. Циклические меры требуются для периодического устранения неопасных дефектов, при которых рельс еще может эксплуатироваться.

Металл нельзя просто взять и удалить с поверхности – для начала проводится подготовительная работа, включающая измерение геометрических параметров рельса и его текущей высоты. Замеры снимают в надлежащих точках, а после окончания шлифовальных работ делают это повторно. Перед началом работы следует учесть толщину слоя металла, который машина способна снять за один проход, и высчитать, сколько таких проходов ей потребуется. Производители самых современных шлифовальных машин сегодня ориентируются на новейшую разработку ученых – так называемый вихретоковый метод, способный оценить, какое повреждение получил рельс и шлифование какой интенсивности ему требуется. Но это совсем новая технология, и сегодня ее эффективность по-прежнему оценивается опытным путем.

В целом же мировые технологии шлифования очень неоднородны. Подчас они определяются условиями эксплуатации рельсов и скоростью их износа. К примеру, корректирующее шлифование может выполняться за один проход машины, которая способна снять за раз до трех миллиметров металла. Понятно, что сделать это может только очень мощная и дорогостоящая техника. Другая технология предполагает проход шлифовальной машины несколько раз и постепенное устранение дефектов.

После шлифования усталостный дефект может быть устранен полностью или приостановлен. Чтобы не допустить слишком интенсивного развития трещин, рекомендуется проводить шлифовальные работы периодически, а не разово. В целом специалисты сходятся во мнении, что шлифование рельсов способно продлить срок их службы на четыре десятка лет. Но это – при благоприятном стечении обстоятельств.

 

Читателю на заметку:

Компания Вертикаль Групп оказывает самый широкий спектр услуг жителям Екатеринбурга и Свердловской области по проектированию, доставке и установке натяжных потолков. Специалисты компании работают со всеми известными на сегодняшний день технологиями в данной отрасли, например, клиент может заказать фотопечать или потолки с рисунком 3D, криволинейные или волнообразные и др.

 

См. также другие материалы
о технологии обнаружения дефектов:

См. также другие интересные
материалы сайта:

 

Другие статьи по теме

Эта многоликая «прокатка»

Эта многоликая «прокатка» Чем быстрее растут темпы строительства и промышленного производства, тем выше становится потребность...
Подробнее...

Шлифование как способ обновлен...

Шлифование как способ обновления рельсов В профессиональном языке железнодорожников и специалистов, занимающихся выпуском рельс, существует...
Подробнее...

Дефекты рельсов: суровая реаль...

Дефекты рельсов: суровая реальность Даже производителю с безупречной репутацией, который занимается изготовлением рельсов годами, не...
Подробнее...

Прогулка по трамвайным рельсам

Прогулка по трамвайным рельсам Пожалуй, ни одно городское транспортное средство не оставило такого богатого следа в литературе, как...
Подробнее...