Несмотря на высокую механическую прочность, металлические сплавы весьма уязвимы к истиранию и воздействию агрессивных средств – он нуждаются в защитном слое. Для промышленного оборудования, использующего подвижные валы, таковым являются различные резины, а процесс нанесения покрытия называется гуммированием. При этом принципиальное значение имеет тип материала, его состав, условия создания покрытия и последующая его обработка – от этого зависят эксплуатационные качества механизмов.
Выбор резины в качестве защитного покрытия для металлических валов обусловлен в первую очередь тем, что данный материал обладает потрясающей стойкостью к механической деформации. Проще говоря, резина упруго восстанавливает свою исходную форму вместо того, чтобы разваливаться под внешним воздействием на куски, как это происходит с лакокрасочным покрытием или слоем оцинковки. При этом добавление в расплав синтетических каучуков различных присадок, включая и твердые частицы, позволяет создать вещество со сколь угодно высокой устойчивостью к коррозии и воздействию наиболее распространенных агрессивных сред. Но самое главное – резиновое покрытие сравнительно легко наносить на металл и очень легко восстанавливать по мере износа.
Перед началом гуммирования металлический вал подвергают обработке пескоструйным аппаратом для придания минимальной шероховатости поверхности – в противном случае уровень адгезии будет недостаточным. Сырая жидкая резина наносится на слой специального клея, после чего следует процедура вулканизации в автоклаве. Несмотря на простоту описания, это достаточно сложный технологический процесс, требующий тщательного контроля. Согласно нормативам, внутри обрезиненного слоя не допускается наличие пустот, посторонних частиц, расслоения материла. Контакт с металлической поверхностью должен быть максимально прочным, иначе резиновое покрытие просто оторвется под воздействием больших нагрузок, а для таких нагрузок, как правило, обрезиненные детали и конструируют.
Частично задача аккуратного гуммирования решается использованием специальных полимерных смесей, обладающих эффектом самовыравнивания. Нередко после остывания слой резины подвергается механической обработке и шлифовке, в процессе которой происходит тщательная центровка толщины покрытия относительно оси вращения вала. Если этого не сделать, в процессе работы оборудования контакт поверхности обрезиненного вала с сырьем будет носить циклический характер, с ярко выраженной эллиптической орбитой – это может привести к ускоренному износу механизмов и выпуску бракованной продукции. В зависимости от условий эксплуатации подбирается соответствующий тип резинового покрытия, а когда степень его износа достигает предельного значения, старый слой резины полностью удаляется и утилизируется, а на вал наносится новый слой.