Нарушение технологического процесса сварки металлоконструкций ведет к изменению вида сварного шва. И опытный специалист без труда может поставить диагноз – чешуйчатость, несоразмерная ширина, наплывной дефект, обилие поджогов или прорезов. Стоит отметить, что в большинстве случаев вина за образование дефектов лежит не только на исполнителе, но и на оборудовании, а своевременный осмотр сварного шва упрощает процедуру его переделки.
Первое, на что обращают внимание – ширина шва, она должна быть однородной по всей длине. Ломаная линия свидетельствует о неправильно выставленной скорости, в случае автоматического оборудования, или элементарных дрожащих руках, при ручной сварке. Узкий шов обладает слабой прочностью, а слишком широкий приводит к перерасходу сырья и увеличению нагрузки на конструкцию. При большой силе тока и значительной длине дуги шов принимает характерный вид усеченного конуса, площадь контакта которого с листами метала меньше нормативной. При медленной скорости сварки и малой силе тока шов, напротив, получается выпуклым и слишком объемным, что создает внутренние напряжения на стыках будущей металлоконструкции.
Другая распространенная причина появления узлов концентрации напряжения – наличие кратеров или чешуйчатость сварного шва. Незаваренные впадины образуются при неравномерном перемещении электрода вдоль линии шва, например, когда дуга обрывается до того, как его переведут на следующий участок. В итоге характерный «наплывающий» узор шва становится прерывистым, а в его толще остаются пустые каверны. Каждое такое образование, пускай и незначительно, но ухудшает качество, не только конкретного шва, но и всего сварного соединения, что в большинстве случаев недопустимо. Помимо чешуйчатости и каверн выделяют наплывы, прожиги, подрезы и мелкие дефекты сварки.
Подрезами именуют ослабленные участки металла в основном листе, которые образуются при кратковременном увеличении силы тока. При движении электрода в металле образуется в некотором роде выемка, которая огибается сварным швом без надежного контакта. Еще более серьезная разновидность повреждений – прожог, сквозное отверстие в тонком металле. Причины его появления аналогичны и заключаются в неправильных параметрах мощности сварочного оборудования и медленной скорости перемещения электрода. Высокая сила тока при создании вертикальных швов может стать и причиной появления наплывов – потеков расплавленного металла, которые не приварены к основному листу. Они образуются при высоких температурах под действием силы тяжести и закрывают контуры основного сварного шва, мешая его визуальному осмотру. Кроме того, также как мелкие царапины и следы окалины, наплывы служат местом скопления грязи, которая провоцирует появление коррозии.