Судовая холодильная установка используется для обеспечения в помещениях и устройствах (провизионных кладовых, рефрижераторных трюмах, охлаждаемых контейнерах, жилых и служебных помещениях) температурного режима ниже температуры окружающей среды.
В каждом объекте охлаждения должен поддерживаться постоянный температурный режим, определяемый условиями хранения продукта. На установившемся режиме, когда температура продуктов равна температуре воздуха в помещении, постоянная температура в объекте охлаждения сохранится при условии равенства теплопритока в провизионную кладовую тепловому потоку, отводимому испарителем.
В течение года судно эксплуатируется в различных климатических зонах с переменными параметрами окружающей среды, поэтому тепловая нагрузка на охлаждаемые помещения систематически меняется. Так, снижение температуры наружного воздуха приводит к уменьшению тепловой нагрузки на объект охлаждения и понижению его температуры. В зависимости от амплитуды изменения температуры наружного воздуха ее колебания в объекте могут достигать 10° и более. По существующим нормам при длительном хранении продуктов допускаются отклонения температуры воздуха от заданной на ±1°. Повышение температуры сокращает сроки хранения, а значительное ее снижение приводит к неэкономичной работе промышленного чиллера, а иногда к замерзанию и ухудшению качества продуктов. Для кратковременного хранения продуктов допускается отклонение ±2. Как видно, при переменных тепловых нагрузках должна быть предусмотрена возможность изменения режима работы испарителя, обеспечивающего поддержание заданных температурных условий хранения продуктов.
В многоиспарительной холодильной установке должны быть обеспечены условия теплоотвода, наиболее благоприятные в среднем для всех охлаждаемых помещений. Эти условия задаются либо температурой кипения (при непосредственной системе охлаждения), либо температурой рассола (при системе охлаждения с промежуточным хладоносителем), которые должны поддерживаться в некоторых заданных пределах, т.е. регулироваться.
Отвод теплоты, проникающей извне, осуществляется за счет кипения хладагента в испарителе. Переполнение испарителя жидким хладагентом может привести к влажному ходу компрессора и даже к гидравлическим ударам; малая степень заполнения обусловливает неэффективную работу испарителя. Следовательно, необходимо обеспечить такое изменение подачи жидкого хладагента в испаритель, которое, с одной стороны, способствовало бы использованию максимально возможной площади его теплопередающей поверхности, а с другой — создавало условия для безопасной и экономичной работы компрессора. Качество и надежность работы устройств подачи жидкого хладагента в испаритель во многом определяются величиной и постоянством давления конденсации.