|
До 16 века металлические листы изготавливались очень трудоемким и абсолютно не гарантирующим качество способом: кусок металла просто проковывался до нужной толщины. Задачу в разы упростил великий Леонардо, разработавший проект первой катальной машины. Нам это устройство известно под другим названием – «прокатный стан», но принцип его работы остается таким же. В начале своего существования машина требовала рабочих рук, которые могли бы приводить в движение ее валки. Производство листов стало чуть проще, когда человек научился использовать для вращения валков энергию воды. Сейчас прокатный стан полностью механизирован.
В 16-м веке появилось и понятие просечного металла – технологии изготовления на металлических листах ажурных узоров при помощи чеканов-сечек или спецприспособлений. Эта технология начала активно использоваться в художественных целях: для изготовления богато украшенных шкатулок, сундуков, ларцов, светцов, подголовников и других предметов, оформляющих интерьеры. Затем изделия из просечного металла «выбрались наружу»: сквозные узоры стали появляться на дымовых трубах, на гребнях и свесах крыш. Ими начали оформлять врезные замки, оружие и доспехи. Мастера по металлу во многом заимствовали структуру и виды орнаментов у мастеров, занимавшихся резьбой по дереву: на металлических листах высекались те же геометрические, растительные элементы и завиточки.
Чем дальше, тем больше фантазии проявляли специалисты. При создании коньковых решеток они украшали эти изделия ажурными петушками, коньками и даже драконами. Навершия водосточных труб могли напоминать вазы, цветочные корзины или узоры с короны какого-нибудь монарха. Трубы тоже были необычными: не округлой формы, а с гранями, и вместо простого отверстия для слива воды внизу могла красоваться открытая драконья пасть. Элементы просечного металла встречались и как украшения ворот – на опорных столбах.
На первый взгляд, работа с просечным металлом требует от мастера грандиозных способностей и почти ювелирной ловкости рук. На самом деле она довольно незатейлива, но в ней тоже есть свои правила. А для клиента самое сложное – пожалуй, выбрать рисунок, соответствующий «настроению» интерьера или экстерьера дома. Изделия из просечного металла могут быть плоскими или объемными. Это во многом определяет технологию их крепления. Плоские присоединяют к поверхности с использованием специальных гвоздиков или винтов, объемные сначала собирают в цельную конструкцию. Работа мастера по металлу невозможна без использования специнструмента: ножниц и молотков различного вида.
В качестве сырья для будущих изделий используются медные или алюминиевые листы, а также оцинкованное железо. Вначале на цельный лист металла наносится контур будущего рисунка. Элементы наружного контура вырезают при помощи ножниц, для внутреннего применяются зубильца с прямыми или искривленными лезвиями. Объемные изделия, в том числе и ювелирные украшения, делаются с использованием методов дифовки, выколотки и чеканки. В результате из-под рук мастеров выходят оригинальные предметы сервировки, элементы интерьера, архитектурного оформления, вещи, сделанные «под старину» и многие другие интересные изделия.
|
| ||||||
|
| ||||||