Прогулка по трамвайным рельсам

Пожалуй, ни одно городское транспортное средство не оставило такого богатого следа в литературе, как трамвай. Его воспевали в своем творчестве Гумилев, Мандельштам, Окуджава и Визбор. На трамвае с лихвой прокатился знаменитый булгаковский Бегемот, несмотря на то, что, по убеждению строгой кондукторши, «с котами в трамвай нельзя». Этому транспортному средству, якобы курсирующему по Старгороду, посвятили целую главу «Двенадцати стульев» бессмертные авторы романа. Из мировой литературы можно припомнить и американца Теннесси Уильямса, назвавшего одну из своих самых известных пьес «Трамвай «Желание».

трамвайные рельсыНесмотря на такую известность, красавец-трамвай – машина достаточно беспомощная. Он замирает, когда на путях отключают электричество, а ездить может только по рельсам. От качества производства и укладки трамвайных рельс зависит бесперебойность работы транспорта и его безопасность, ведь трамвайным путям приходится выдерживать вес до 15 тонн: именно такова тяжесть современного трамвайного вагона.

Трамвайные рельсы могут изготавливаться двумя способами - прокатки и литья. Но отливают их крайне редко, и используются такие рельсы для очень небольших радиусов. Литейщикам намного чаще заказывают стрелки. А вот прокатка рельсов на особых рельсопрокатных станах – довольно популярная методика. При использовании обеих технологий на изготовление рельсов идет особо прочная и высококачественная сталь.

Стандартной длиной рельса для трамвайных путей считается равная 12,5 м, хотя заводы-изготовители всегда учитывают пожелания заказчиков и могут специально для них изготовить рельсы меньшей длины. К рельсам предъявляются строгие и на удивление полярные требования: им должна быть свойственна гибкость, в то же время они должны быть достаточно прочными, чтобы хорошо справляться с нагрузкой и износом. Эти качества во многом обеспечивает технология изготовления изделий. Сталь, из которой они производятся, отличается от сырья, идущего на изготовление ж/д рельсов: прежде всего структурой и химсоставом. К тому же трамвайный рельс подвергается при производстве термообработке, без которой обходятся рельсы для железнодорожных путей.

Рельсы для трамваев и для ж/д составов отличаются также по внешнему виду. Первые имеют желобки, специально устроенные для выступов трамвайных колес. Когда состав делает поворот по кривой, колесные выступы упираются в стенку желоба, что позволяет трамвайному вагону описывать кривые меньшего радиуса, чем это может сделать вагон железнодорожный. Другой важный элемент трамвайного рельса – губка, служащая своего рода контррельсом и защищающая от разрушения асфальтовое покрытие вблизи рельса.

Однако в строительстве путей кроме специализированных рельсов для трамваев могут использоваться и железнодорожные – новые и даже старопригодные, если качество удовлетворительно. Но их применение ограничено условиями работы. Монтаж таких рельсов возможен только на обособленных и самостоятельных полотнах и внутри тоннелей, где транспорт может развивать высокую скорость. В условиях совмещенного полотна, то есть непосредственно на проезжих частях городских улиц, должны укладываться только трамвайные рельсы. Хотя на практике этот норматив часто нарушается, и обычные железнодорожные рельсы можно увидеть даже в центре некоторых мегаполисов.

Для соединения рельсов используется технология сварки. Но в тех случаях, когда неизбежные при нагреве расширение и удлинение материала нежелательны, можно обходиться механическим соединением – при помощи накладок и болтов. Для того чтобы расстояние между параллельными рельсами держалось на одном и том же уровне, используют соединительные стержни.

Несмотря на свойства материала и особенности производства, трамвайные рельсы не могут избежать износа. О необходимости замены специалисты судят по тому, насколько источена головка рельса. Предельным считается износ 18 мм по высоте головки, 20 – по ее ширине и 15 – относительно ширины губки.

 

См. также другие материалы
о применении рельсы:

 

Читателю на заметку:

В интернет-магазине www.adidas.ru к услугам покупателей всегда в продаже баскетбольная одежда, футбольная форма и обувь, стильные спортивные аксессуары. Товары структурированы по возрастным категориям покупателей. Цены вас приятно удивят!

 

Другие статьи по теме

Эта многоликая «прокатка»

Эта многоликая «прокатка» Чем быстрее растут темпы строительства и промышленного производства, тем выше становится потребность...
Подробнее...

Шлифование как способ обновлен...

Шлифование как способ обновления рельсов В профессиональном языке железнодорожников и специалистов, занимающихся выпуском рельс, существует...
Подробнее...

Дефекты рельсов: суровая реаль...

Дефекты рельсов: суровая реальность Даже производителю с безупречной репутацией, который занимается изготовлением рельсов годами, не...
Подробнее...

Прогулка по трамвайным рельсам

Прогулка по трамвайным рельсам Пожалуй, ни одно городское транспортное средство не оставило такого богатого следа в литературе, как...
Подробнее...