|
Даже производителю с безупречной репутацией, который занимается изготовлением рельсов годами, не удается полностью избежать брака и возникновения дефектов. Они выявляются во время технического контроля. Каждый некачественный рельс обозначается трехзначным кодом, где первая цифра обозначает тип дефекта, вторая позволяет судить о его причине, третья указывает на конкретное место. Но бывают и другие ситуации: когда полностью исправный рельс обнаруживает дефект спустя месяцы или годы с момента монтажа и активного использования. И виной появления неисправностей может быть не только фабричный брак, но и нарушение правил эксплуатации рельса.
Самыми опасными дефектами, требующими немедленной замены рельсов, считаются трещины и расслоения в их структурных элементах. Поперечные трещины в головке, которые также называют трещинами усталости, полностью скрыты от глаз, а на поверхности выглядят как темные или светловатые пятна. Позже в местах таких трещин образуются изломы, что, в свою очередь, может привести к аварии. Причиной возникновения и развития поперечных трещин становятся слишком большие нагрузки, прохождение транспорта с большими ползунами на колесах, а также случайный удар по рельсу путевым инструментом.
Вертикальные расслоения могут образовываться и в головке, и в шейке рельса, причем на любом участке его длины. Этот дефект возникает, к примеру, из-за недостаточного качества сырья (содержания в металле посторонних включений и примесей). Виной горизонтальных расслоений тоже может быть загрязнение металла разного рода неметаллическими примесями, а также погрешности прокатки: образование газовых пузырей и флокенов. Горизонтальные трещины и расслоения приводят к так называемым выколам. Тогда дефект подошвы становится заметен невооруженным глазом, ведь в этом случае на ней появляются изломы.
Нередко трещины в рельсах образуются на стыках – например, в местах отверстий. Обычно это происходит потому, что стыки плохо «подогнаны» или гайки и болты крепятся недостаточно плотно. В этом случае рельсы повреждаются колесами, раз за разом наносящими удар по «слабому звену». Ведь чем хуже собран стык, тем большее напряжение ему приходится выдерживать. Конечно, с такой нагрузкой он не справляется.
Одними из самых незаметных и коварных трещин считаются закалочные. Они возникают еще на производстве, когда изготовитель не придерживается правил закалки. Внешне такие трещины абсолютно незаметны, а выявить их можно только при помощи ультразвукового исследования.
Причиной дефекта рельсов могут быть и нарушения при проведении сварочных работ: например, некачественное приваривание рельсовых соединителей. Поначалу небольшие и кажущиеся неопасными, они могут привести к самым разрушительным последствиям: тем же изломам или сколам. Сварные стыки должны выполняться как можно более чисто. В них одинаково недопустимы непровары, пузыри, силикатные включения, кратерные усадки и другие погрешности в работе сварщика.
Если вы дочитали эту статью до конца, то наверняка укрепились в мысли, что рельсы – одно из самых хрупких изобретений человечества. На самом деле это не так: срок их службы зависит от множества факторов и очень часто исчисляется не годами, а десятилетиями. Хотя любой рельс, даже самый качественный, когда-нибудь потребует замены. Покупайте материал у надежного поставщика, доверяйте его монтаж только профессионалам, помните о технике безопасности – и вам не придется сетовать на качество проложенных путей.
|
| ||||||
|
| ||||||