Прогулка по трамвайным рельсам

Пожалуй, ни одно городское транспортное средство не оставило такого богатого следа в литературе, как трамвай. Его воспевали в своем творчестве Гумилев, Мандельштам, Окуджава и Визбор. На трамвае с лихвой прокатился знаменитый булгаковский Бегемот, несмотря на то, что, по убеждению строгой кондукторши, «с котами в трамвай нельзя». Этому транспортному средству, якобы курсирующему по Старгороду, посвятили целую главу «Двенадцати стульев» бессмертные авторы романа. Из мировой литературы можно припомнить и американца Теннесси Уильямса, назвавшего одну из своих самых известных пьес «Трамвай «Желание».

трамвайные рельсыНесмотря на такую известность, красавец-трамвай – машина достаточно беспомощная. Он замирает, когда на путях отключают электричество, а ездить может только по рельсам. От качества производства и укладки трамвайных рельс зависит бесперебойность работы транспорта и его безопасность, ведь трамвайным путям приходится выдерживать вес до 15 тонн: именно такова тяжесть современного трамвайного вагона.

Трамвайные рельсы могут изготавливаться двумя способами - прокатки и литья. Но отливают их крайне редко, и используются такие рельсы для очень небольших радиусов. Литейщикам намного чаще заказывают стрелки. А вот прокатка рельсов на особых рельсопрокатных станах – довольно популярная методика. При использовании обеих технологий на изготовление рельсов идет особо прочная и высококачественная сталь.

Стандартной длиной рельса для трамвайных путей считается равная 12,5 м, хотя заводы-изготовители всегда учитывают пожелания заказчиков и могут специально для них изготовить рельсы меньшей длины. К рельсам предъявляются строгие и на удивление полярные требования: им должна быть свойственна гибкость, в то же время они должны быть достаточно прочными, чтобы хорошо справляться с нагрузкой и износом. Эти качества во многом обеспечивает технология изготовления изделий. Сталь, из которой они производятся, отличается от сырья, идущего на изготовление ж/д рельсов: прежде всего структурой и химсоставом. К тому же трамвайный рельс подвергается при производстве термообработке, без которой обходятся рельсы для железнодорожных путей.

Рельсы для трамваев и для ж/д составов отличаются также по внешнему виду. Первые имеют желобки, специально устроенные для выступов трамвайных колес. Когда состав делает поворот по кривой, колесные выступы упираются в стенку желоба, что позволяет трамвайному вагону описывать кривые меньшего радиуса, чем это может сделать вагон железнодорожный. Другой важный элемент трамвайного рельса – губка, служащая своего рода контррельсом и защищающая от разрушения асфальтовое покрытие вблизи рельса.

Однако в строительстве путей кроме специализированных рельсов для трамваев могут использоваться и железнодорожные – новые и даже старопригодные, если качество удовлетворительно. Но их применение ограничено условиями работы. Монтаж таких рельсов возможен только на обособленных и самостоятельных полотнах и внутри тоннелей, где транспорт может развивать высокую скорость. В условиях совмещенного полотна, то есть непосредственно на проезжих частях городских улиц, должны укладываться только трамвайные рельсы. Хотя на практике этот норматив часто нарушается, и обычные железнодорожные рельсы можно увидеть даже в центре некоторых мегаполисов.

Для соединения рельсов используется технология сварки. Но в тех случаях, когда неизбежные при нагреве расширение и удлинение материала нежелательны, можно обходиться механическим соединением – при помощи накладок и болтов. Для того чтобы расстояние между параллельными рельсами держалось на одном и том же уровне, используют соединительные стержни.

Несмотря на свойства материала и особенности производства, трамвайные рельсы не могут избежать износа. О необходимости замены специалисты судят по тому, насколько источена головка рельса. Предельным считается износ 18 мм по высоте головки, 20 – по ее ширине и 15 – относительно ширины губки.

 

См. также другие материалы
о применении рельсы:

 

Читателю на заметку:

В интернет-магазине www.adidas.ru к услугам покупателей всегда в продаже баскетбольная одежда, футбольная форма и обувь, стильные спортивные аксессуары. Товары структурированы по возрастным категориям покупателей. Цены вас приятно удивят!

 

Другие статьи по теме


Notice: Undefined offset: 18 in /var/www/html/sites/prom-stanki.ru/wp-content/themes/main/functions.php on line 573

Тарифные нововведения Трампа м...

Тарифные нововведения Трампа могут разрушить глобальный альянс против китайского металлопроката Вашингтон, 04 марта 2018 г. Планы президента Дональда Трампа по введению жестких тарифов импорта...
Подробнее...

Эта многоликая «прокатка»

Эта многоликая «прокатка» Чем быстрее растут темпы строительства и промышленного производства, тем выше становится потребность...
Подробнее...

Шлифование как способ обновлен...

Шлифование как способ обновления рельсов В профессиональном языке железнодорожников и специалистов, занимающихся выпуском рельс, существует...
Подробнее...

Дефекты рельсов: суровая реаль...

Дефекты рельсов: суровая реальность Даже производителю с безупречной репутацией, который занимается изготовлением рельсов годами, не...
Подробнее...